Маршрут «Вдоль речки Мерефа»

Пешеходный Велосипедный

Нитка маршрута:

Перекрёсток улиц Караванская и Ревчанская (остановка автобуса «ж/д вокзал — магазин 'Ревчанский'») — пер.Караванский — Духовской лес (русло р.Мерефа) — пер.Алексеевский — Пруд «Пэвный» — Четвёртый пруд — Гиёвский пруд — песчаный карьер — заболоченный участок р.Мерефа — ул. Княжеская (конечная остановка автобуса «ж/д вокзал — Гиёвка»)

Протяженность маршрута ~14 км.

Маршрут на карте:

Описание маршрута:

От остановки на перекрёстке улиц Ревчанская и Караванская проходим несколько метров по ходу движения автобуса и сворачиваем в первую улицу налево (это продолжение улицы Караванская). С неё поворачиваем вправо по переулку Караванский. А здесь нас интересует первая улица вниз влево. Она подходит к речке Мерефа и выводит прямо в лес.

Начало маршрута у остановки на перекрестке ул. Ревчанская и Караванская

Дорога к лесу

Через речку переброшен мостик. Этой дорогой пользуются и автомобилисты. Сразу за мостиком развилка хорошо укатанных лесных грунтовок. Маршрут идёт по левой дороге. С неё высматриваем ответвление старой дороги влево. Этой старой дорогой авто уже не пользуются, но для пешехода или велосипедиста она вполне пригодна. Правда, велосипедистам здесь придется время от времени спешиваться, чтобы обойти упавшие ветки или подойти ближе к самому руслу р.Мерефа. На этой же дороге часто встречаются следы кабанов. Можно заметить их тропы к водопою.

Развилка на входе в лес

Русло р.Мерефа

Через р.Мерефа в этих местах переброшены несколько старых мостиков. Раньше они использовались для сокращенного выхода в населёнку. По ту сторону речки здесь простирается заболоченный луг, который в летний период зарастает высокими травами и камышами. Сейчас старые тропки через этот заболоченный луг зарастают, кажется, ими пользуется только зверьё.

Один из старых мостиков через речку Мерефа

Русло речки Мерефа

Старая дорога, с которой так много возможностей рассмотреть русло речки Мерефа, спустя какое-то время расходится с рекой. И пройдя немного лесом, выходит на ту самую хорошо накатанную грунтовку, с которой маршрут начинался. Двигаясь по этой дороге влево, маршрут упирается в развилку дорог. Сворачиваем налево. Здесь, спустя несколько метров, новая развилка. Тут нам направо по хорошей широкой грунтовке. По обе стороны дороги стройные ряды деревьев лесопосадки (эта часть леса была высажена).

Дорога в Духовском лесу

Не доходя пары десятков метров до края прибрежного тростника пруда Пэвный, дорога снова раздваивается. Маршрут идёт налево с небольшим подъёмом. Где-то в этом районе был в своё время высаженный из хвойных пород деревьев геоглиф «Ленину». Сейчас же найти хоть какие-то его признаки вряд ли удастся.

Эта дорога через живописный лес вскоре начинает снижаться и выводит к очередному переходу через р.Мерефа. Здесь же внизу проходит и хорошая грунтовка далее вдоль реки. Маршрут идёт по ней до места, где речка Мерефа впадает в пруд Пэвный. Здесь мы переходит по мостику на другой берег. Эта дорога выходит на переулок Алексеевский, а по нему к улице Челюскина. Пересекаем её и направляемся к Четвёртому пруду (можно сделать небольшой крюк — пройти по ул. Челюскина чуть дальше вниз, чтобы с дамбы рассмотреть пруд Пэвный).

Дорога в Духовском лесу у края пруда Пэвный

Спуск к нижней грунтовке вдоль р.Мерефа

Нижняя грунтовка вдоль р.Мерефа

Переход на другой берег р.Мерефа перед началом пруда Пэвный

Пруд Пэвный

Не имеет большого значения по какому берегу Четвертого пруда двигаться дальше. Это дело вкуса. Оба берега открывают живописные виды. Грунтовка на обоих берегах хорошая. Левым, правда, чаще пользуются автомобилисты, поэтому тут она более широкая и накатанная.

Пусть вас не обманывает такой необычный цвет воды в Четвертом пруду — он здесь варьируется в разных местах от оттенков зелени до насыщенной бирюзы (для пруда Пэвный необычный цвет тоже характерен). Это не ледниковое горное озеро, такой цвет здесь говорит о локальной экологической проблеме в виде сбросов отходов производства. Поэтому купаться здесь или использовать для чего-либо воду из этих прудов нельзя (!). Это же предостережение касается и воды из основного русла речки Мерефа ниже пруда Пэвный.

Зеркало Четвёртого пруда (вид с левого берега)

Вид на Четвёртый пруд с дамбы у окончания пруда

Чтобы снова увидеть русло речки Мерефа, обогнув Четвёртый пруд, нужно спуститься и пройти под мостом, под которым и вытекает из Четвертого пруда речка Мерефа. Это будет недолгое ответвление от маршрута. Пройти здесь можно только пешком. Этот отрезок пути представляется таким себе мини-каньончиком со множеством поваленных деревьев, густыми кустарниками, разнообразием птиц, живущих здесь. В летне-осеннюю пору на поверхности воды можно наблюдать танцы водомерок. Тропка тянется вдоль русла речки, до выхода речки на широкое пространство. Дальше уже не пройти — это затопленная низина, поросшая осокой, тростником и рогозом.

Мостик у окончания Четвертого пруда, под которым протекает р.Мерефа

Полянка рыбаков, с которой начинается тропа, проходящая под мостом

Подмостовье. Здесь отлично виден нездоровый цвет воды.

Русло р.Мерефа

Живописный каньончик с руслом р.Мерефа

Возвращаемся назад к мостику. Продолжаем движение вверх к старым яблоневым садам, а затем вдоль них до выхода к нижней улице, огибающей дачные участки. Она выводит к ул. Садовая, по которой продолжаем движение до Свято-Николаевского храма над Гиёвским прудом. Отсюда открываются красивые виды.

Дорога вдоль старых яблоневых садов

Дорога, огибающая дачные участки

Храм Святого Николая, вид с ул.Садовая

Дальше маршрут поворачивает перед церковью и переходит на прекрасную накатанную грунтовку, идущую между тыльной стороной крайних дворов населёнки и полями.

Грунтовка за церковью

После маршрут устремляется вниз к старому песчаному карьеру. Осмотр заболоченного участка реки Мерефа можно провести по любому из берегов. Дорога по правому берегу проходит в лесу. Это старая дорога, сейчас ею пользуются в основном охотники и джипперы. Но дорога очень живописная, открывает красивые виды на болото, остатки затопленных деревьев. Путь этот, правда, тупиковый. То есть придется либо возвращаться назад, либо (для гуляющих пешком) можно подняться на трассу, по ней пройти над рекой и спуститься к другому берегу, к месту для отдыха в небольшой сосновой рощице. Следует отметить, что насыпной холм, по которому проходит трасса и на который придется взбираться, довольно таки крутой.

Живописная старая дорога
Живописная старая дорога (вид в марте)

Вид на заболоченный участок речки Мерефа с правого берега

Если, двигаясь по правому берегу, виды на болото отрываются в непосредственной близости, то с левого берега можно осмотреть эту местность с некоторого отдаления. Дорога и болото здесь разделены широким лугом и густой прибрежной полосой зарослей тростника и рогоза. Несколько выходов к воде и просек для выхода лодок всё же есть.

Выход к воде на заболоченном участке р.Мерефа с левого берега

В этом месте интересно провести какое-то время, расположившись в уютной сосновой рощице с местом для отдыха и наблюдая за стаями уток и других птиц, живущих на этом заболоченном отрезке речки Мерефа.

Вид с места для отдыха у заболоченного участка р.Мерефа

Место для отдыха у заболоченного участка р.Мерефа

Маршрут заканчивается возле конечной остановки автобуса «ж/д вокзал — Гиёвка».